Brian Setzner


Home ] Up ] [ Brian Setzer Orchestra ] Stray Cats ] '68 Comeback special ]

Фан-сайт Brian Setzer








Made by extr@

Статья

Нью-йоркский "Ужин-Клуб" был упакован парнями и девочками, разодетыми в пух и перья. Официантки летали с коктейлями от бара к столов возле сцены. Зал гудел сотней голосов и звенящих стаканов, а потом затих, когда свет стал гаснуть. Под мощный взрыв духовых, занавес поднялся, открывая одетых в белые смокинги музыкантов, рассевшихся на трехъярусной эстраде. Толпа заприветствовала и поднялась на ноги, когда красивый певец вышагивал на центр сцены.
Это могла быть сцена из конца 40-х: шикарный ночной клуб, пары, качающиеся щека к щеке, биг-бэнд из 17-ти человек, и певец, напевающий мелодии, мягкие как выдержанный "бурбон". Но человек, возглавляющий оркестр, стоял с электрической гитарой, играя музыки столь же роковую, сколь и свинговую. С интенсивностью рок-н-ролла Оркестр Брайена Сетцера исполняет бигбэндовую музыку с уклоном 90-х.
Больше десятилетия назад Сетцер реконструировал рокабилли в БЕЗДОМНЫХ КотаХ. Это былa рискованная игра, и немногие думали, что она окупится, но золотые и платиновые альбомы, увешивающие стены в доме Сетцера, доказывают, что СТРЭЙ КЭТС сорвали большой куш. Теперь Сетцер бросает кости в игре, коренящейся в более ранней эре. Однако здесь нет голого расчета нажиться на ностальгии. Это — труд любви музыканта, всем сердцем стремящегося воплотить жизненные мечты.
"Я всегда любил музыку биг-бэндов,— поведал Сетцер.— Я рос на том материале. Здорово быть из Нью-Йорка, потому что я мог улизнуть с уроков, поехать в город и болтаться днем с манекенщицами. Вечером мы ходили в Гринич-Вилледж и пролезали в какие-нибудь джаз-клубы — "Вилледж Вэнгард", "Вилледж Гейт". Мы видели Тэда Джоунза (Thad Jones), оркестр Мела Луиса (Mel Lewis), Чака Рэйни (Chuck Rainey) и Джо Пуму (Joe Puma). Это было невероятно. Те парни играли за 10 баксов или типа того, только из-за любви к музыке".
Именно в один из этих вечеров Сетцер был потрясен видением. "Мы с братом поехали посмотреть Meла Луиса,— припоминает он.— Я заметил, что у них вообще не было гитариста. Я подумал: "Вот отличная идея: если бы можно было заиметь гитариста, ведущего бигбэнд!" Традиционный бигбэндовый материал — всегда с гитарой в стиле Фредди Грина (Freddie Green). Это отлично, но она — всегда на заднем плане оркестра. Я понял, что электрическая гитара не оставила следа да и не сказала свое слово вплоть до 50-х, когда когда биг-бэнды стали вымирать. Вот что дало искру. Но добраться от точки А до точки Б оказалось совсем другим делом".
То видение никогда не оставляло ум Брайена, даже когда он играл с БЕЗДОМНЫми Котами. В гастрольном автобусе он слушал пластинки Джина Крупы (Gene Krupa) и Бобби Дэрина (Bobby Darin) и отрабатывал джазовые аккорды и ходы. Он воображал, как песни СТРЭЙ КЭТС могли бы звучать, применительно к аранжировкам большого оркестра. Одно время он мечтал, чтобы КОТЫ получили место гостя на "Шоу сегодня вечером" Джонни Карсона и джемовали в "Rock This Town" с оркестром радио и телевидения "Эн-Би-Си".
Стремления Сетцера оставались мечтами, покуда он ни встретил музыкантов, пришедших поджемовать к соседу домой. "Мой сосед Майкл Акоста играет на саксе,— объясняет Брайен.— У него была небольшая джазовая труппа. Кто-то из его приятелей узнал меня и сказал: "Эй, приходи, и посиди с нами гитаристом — как бы хитря, не ожидая, что я могу удержаться на их уровне или читать аранжировки. У них были старые аранжировки Монка (Thelonius Monk), Майлза Дэйвиса (Miles Davis) — ну, довольно трудный материал, на котором они пробовали поймать меня. Я посидел поиграл с ними, и они типа: "Ну и дела! У этого парня все в порядке. Он умеет играть!" Так я стал регулярным у них в квинтете".
Aкостa и его приятели все были профи, гастролировавшие с большими звездами типа Синатры (Frank Sinatra) и Стрэйзанд (Barbra Streisand). Без всяких попыток Сетцер увидел свою мечту, становившуюся реальностью. После нескольких месяцев джемов с Акостой Брайен рассказал ему насчет своей идеи: "Как ты думаешь — если собрать роковый биг-бэнд? Мы напишем совершенно новые аранжировки". "Майкл сказал: "Это ни за что не сработает. Работать с 17 парнями — все равно, что быть менеджером у двух бейсбольных команд". Я продолжал пилить его до того момента, когда он сдался, сел и расписал дудки для пары песен".
Aкостa позвал Марка Джонса и придумал аранжировки для традиционного бигбэндового номера "There''s A Rainbow Around My Shoulder" (Радуга за моим плечом). Сетцер предложил аранжировать джамп-блюзовую песню "Sittin'' On It" (Сидя на этом) и рокабилльный номер "Your True Love" (Твоя верная любовь) Карла Перкинза. После того, как были сделаны шесть аранжировок, Акоста убедился в серьезности затеи и начал звонить знакомым музыкантам, чтобы поглядеть, заинтересуются ли они.
"Сначала это было довольно трудно,— обращает внимание Брайен.— Мы думали, что лучшие сессионные исполнители будут делать это бесплатно. Одна из первых репетиций была настолько дорогой, ведь я был должен заплатить каждому. Но с той первой репетиции, по-моему, даже парней в оркестре пробило. Они стали: "Ничего себе! Это — очень, очень круто!"
Как только оркестр собрался вместе, Сетцер начал выстраивать концерты. В декабре 1992 года "Оркестр Брайена Сетцера" сыграл свой дебют в "Коуч-Хаус" в Сан-Хуане, Капистрано, штат Калифорния. Энтузиазм относительно оркестра распространяется быстро. Когда они играли второй концерт в "Рокси" в январе 93-го, клуб был заполнен функционерами фирм грамзаписи. Не успел Сетцер и подумать, его спорные/побочные труды превратились в самую горячую новость в городе.
Но это было не все время спокойное плавание. Сделка с "Зу Рекордз" развалилась. Следующий концерт оркестра в хонки-тонке "Паломино" в северном Голливуде обнажил некие острые края, которые все-таки нуждались в сглаживании. "Тем вечером все не сработало,— признает Брайен.— Я сказал парням прибыть в чем есть, и они вышли в футболках и шортах. Я же был в кожаных штанах и длинном пиджаке и чувствовал себя не к месту". Вместо выступления концерт оказался репетицией, и Сетцер понял, что внешний облик столь же важен для исполнения и отношения музыкантов к делу, как и сильные аранжировки.
Через несколько месяцев все решилось к лучшему. "Голливуд рекордз" подписала оркестр и устроила абсолютно удачный нью-йоркский дебют в "Ужин-клубе". С инженером Элом Шмиттом за пультом, оркестр записался в легендарной "Студии A" фирмы "Кэпитол", где еще Фрэнк Синатра нарезал большинство своей классики. "Оркестр Брайена Сетцера", эпохальный дебютный альбом состава, демонстрирует сбалансированное сочетание поп-стандартов, сетцеровских оригиналов, и удивительно эффективные переработки рокабилли-мелодий типа "Brand New Cadillac" (Совершенно новый "кадиллак"). За исключением нового верианта малоизвестного оборота сингла "Drink That Bottle Down" (Выпей ту бутылку до дна), ни одной темы Котов на диске нет, хотя они входят в концертный репертуар оркестра.
Биг-бэнд — идеальное обрамление для гитары и вокальных талантов Сетцера. Он также отчасти раскрывает его музыкальное воспитание. С начала своего музыкального образования он был под влиянием духовых исполнителей. На первом своем инструменте "Еuphonium" он брал первые гитарные уроки у саксофониста Хенри Скурти. По сей день он пробует подражать саксофонным партиям своим гитарными проходами. Сетцер также демонстрирует туттийные джазовые вставки, которые он перенял у второго преподавателя Рэя Гогэрти. Недавно Брайен оттачивал навыки игры джазового ритма, беря уроки у Эла Вайола (Al Viola), гитариста Фрэнка Синатры.
После более чем десятилетней концентрации на рокабилли, Сетцер находит биг-бэнд значительным творческим вызовом. "Я был вынужден придумать такие вещи, которые я обычно не делал,— говорит он.— Придумывать интересные соло на основе тех аккордовых аранжировок — новая вещь для меня. Для гитарных партий, которые я разрабатываю, нет никаких опорных точек. Я просто все должен принимать, как оно идет. По сути я сохранил свое гитарное звучание, это мой тон. Игра ритма — это моя версия всех тех старых ритм-стилей — материал типа Джанго (Django Reinhardt) и Фредди Грина. Мы только подняли ее в миксе чуть громче, чем следует".
Несмотря на трудности, Сетцеру интересны ширящиеся возможности бигбэнда. "Так много можно делать,— горячится он.— С 17 музыкантами звук можно сделать каким угодно. Теперь у оркестра появился фокус и свое собственное звучание. Это совсем новая вещь. Чем больше мы этим занимаемся, тем больше удовольствия получаем. Уже есть идеи насчет того, что я хочу делать с новыми аранжировками и новыми песнями".
Брайен почти исключительно играет на гитаре Gretsch 6120, хотя и вынимает Gibson Super 400 для более джазовых номеров.— Этот "Гретч" стал частью меня,— обращает внимание Брайен.— Когда я беру что-то другое, это звучит не как я, даже если я играю тот же самый материал. Я, кажись, не могу играть на любой другой гитаре". С помощью Брайена, фирма "Gretsch" разработала подписную модель "Брайен Сетцер", которую он теперь берет на гастроли.— Довольно неплохо, что я поставил свои 59-е в шкаф. Мы изменили ее в основном так образом, как я обычно делаю — графитовый стержень, нечто типа подставки "Tune-O-Matic" и фиксирующиеся колки "Sperzel". Мы намотали звукосниматели на те же омы, использовали магниты "aлнико" и много чего перелопатили на той гитаре".
Чтобы конкурировать с громкостью медной секции о 13 частях и крепко лупящим барабанщиком, Сетцер уволил в запас свои стэки "Басмэн" времен БЕЗДОМНЫХ КОТОВ и начал использовать старинные "Фендер Концерт" 4x10. "Мне нужно было нечто громкое и с хорошим звуком,— объясняет он.— Я ведь едва-едва прорезаюсь. Можно вообразить проблемы, что были у тех ребят в 40-е годы".
Поглядев на восторженных зрителей в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, Сетцер не дождется, когда можно свозить оркестр на гастроли. "Многие прежде не слышали биг-бэнд,— размышляет он.— Или если слышали, то "Tuxedo Junction" или что-нибудь очень старое. Но тут такой большой звук — это ошеломляет людей. Звук, динамика, движущийся воздух — это то, что люди просто больше не слышат. Видеть это — одно удовольствие. Я не могу дождаться, чтобы увидеть реакцию людей в Далласе и других местах".
Даже при том, что свозить 16 музыкантов на гастроли будет стоить небольшого состояния, Сетцер остается оптимистом, насчет того, что гастрольная игра окупится. "Это будет игра плавающего дерьма,— смеется он.— Они играют из любви к этому, потому что я, конечно, не могу позволить такую оплату каждому. Но парни действительно "въехали" в это. Они никогда прежде не играли для рок-аудитории. Они пересекают линию джазового снобизма в рок-н-ролл, и врубаются в это. Меня так и подмывает их соблазнить: "Пойди-ка сюда, мальчик. Это — игра в кости". Для них — это... Да они "тащатся"!
При том, что подобные пластинки с биг-бэндовыми влияниями вышли у Колина Джеймза (Colin James) и Бастера Пойндекстера (Buster Poindexter), Оркестр Брайена Сетцера может оказаться на острие новой тенденции. У Сетцера взял интервью даже журнал "Воуг", эта библия шика. "Уж если чувихи врубаются, то это довольно хороший знак,— шутит Брайен.— Это "левый" проект, но я уже однажды такую шутку сыграл. Хитрость в том, я полагаю, что надо сберечь музыку, играть ее, даже когда мода на нее прошла, но также и не стать с ней ретрухой. Я не собираюсь выходить в зут-костюме со свинговой цепью и носить большие шляпы. Я хочу поддерживать в ней класс, и все же пусть она будет роковой. В сущности — это просто хорошая американская музыка. Мы ее придумали, и должны это сознавать. Это настолько хорошо музыкально, что я не могу спокойно смотреть, как она уходит".

Материал сайта rockabillyswing.ru

Биография

Не буду говорить, что это крепкий орешек» говорит Сетцер об аудитории своего Big Band, «но это определенно не те, кто будет сидеть на месте»
От клубов Нью-Йорка до рок-подвалов Кливленда, от открытых фестивалей и амфитеатров в Калифорнии до престижных джазовых фестивалей в Монреале и Европе 17 участников Brian Setzer Orchestra покоряли публику. Этот оркестр, в котором пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, пианино, контрабас,
ударные и электрическая гитара, возрождает рок-н-ролл для всех – от подростков до пятидесятилетних. Сетцер, несомненно самый татуированный лидер группы в истории, заново определяет музыкальные приоритеты.
На альбоме Guitar Slinger, записанном на студии Interscope Records, втором альбоме группы и первом, записанном под этой маркой, который продюсировал легендарный Paul Ramon (Count Basie, Paul Simon, Sinead O''Connor, Barbra Streisand, Paul McCartney), Brian Setzer Orchestra комбинирует несколько музыкальных элементов, чтобы создать уникальное звучание оркестра Сетцера: классика Count Basie, блюзы Луиса Джордана и собственная, Сетцера, версия американского рок-н-ролла. «Я занимался этим, не рассматривая это как новшество» говорит Сетцер, чьи альбомы разошлись тиражом более чем в восемь миллионов копий по всему миру. «Я не знал, сколько записей мы должны
были продать или сколько концертов сыграть. Но я знал, что мы все делаем правильно. Это что-то совершенно новое , и если все хорошо, то людям это понравится. Это была огромная ответственность, но дело того стоило. Многие ли могут сказать, что они сделали что-то, чего до них никто никогда не делал?»Для Сетцера это проект - не возрождение прошлого, а оживление настоящего. «Это прежде всего рок», говорит он. «Рок в Big Band, играющем так же громко, как любая рок-банда, а не джаз и не свинг».
В отличие от безумно расхваленного дебютного альбома Brian Setzer Orchestra , вышедшего в 1994 году и названного так же, как группа, на Guitar Slinger больше оригинальных произведений, чем кавер-версий , и его содержание проникнуто духом рок-н-ролла : отчаянные парни, балансирующие на самом краю, роковые женщины на каблуках, пронзающих, как стилет, и бунтовщики вроде John Kool .Не в первый раз Сетцер воскресил жанр. Stray Cats не только
вернули музыку rockabilly, но и вызвали взрыв интереса к сопровождающему ее стилю. Сетцер считает, что тоже самое происходит с поклонниками его Big Band. «Я называю это “Kustom Lifestyle” . Они нашли корни музыки, нашли, откуда появился Big Band, они придут послушать блюзового исполнителя или отдохнуть на вечеринке, или полностью погрузятся в музыку swing. Это люди, которым нравится альтернативная музыка.Brian Setzer Orchestra возник в результате случайной встречи, перерос в эксперимент и сейчас представляет собой самостоятельное явление в музыке. В конце лета 1992 года в Лос Анджелесе компания парней,играющих на духовых инструментах, устроила вечеринку в доме по соседству с домом Сетцера. Один из них увидел его и позвал : «Брайан, бери свои свою гитару и заходи!» Сетцер присоединился к ним . “Они думали, что я не выдержу, буду отставать. Они играли фрагменты Thelenious Monk, Miles Davis
и другие довольно сложные вещи, которыми пытались меня достать. И через некоторое время вывод был – «Этот парень в порядке, он может играть». Быть может, причина, по которой этого не замечали раньше, была в убеждении, что вы не можете играть, не умея читать ноты и писать музыку и не зная джазовых аккордов. Вы должны корпеть над этими аккордами и играть по ним. Сыграв вместе несколько раз, Сетцер решил создать несколько номеров и об’единиться в Big Band в надежде дать несколько выступлений в Южной Калифорнии. В декабре 1992 Brian Setzer Orchestra дебютировал в клубе на Западном побережье. Уже после третьей песни вся публика была на ногах. После второго выступления в Лос Анджелесе Brian Setzer Orchestra стала самой «горячей» группой города.В 1994 году, следующем после выхода дебютного альбома, Brian Setzer Orchestra предприняли коммерческий тур из 50 концертов по Северной Америке, который включал необыкновенное представление на джазовом фестивале в Монреале следующим летом.

«Когда мы начинали, мы были как любая новая группа, неважно, 3 в ней человека или 17. Мы должны были стать командой, найти свое лицо Это было даже труднее, чем обычно, потому что у нас не было примера для подражания. Если вы хотите создать панк-группу , то у вас перел глазами Sex Pistols. Здесь же были в основном джазовые музыканты, и мне было трудно об’яснить им , как играть рок. Но мы одолели эту дорогу и к джазовому фестивалю в Монреале мы уже были командой. Мы сделали это, потому что нам это нравится.»
Может быть, кого-то удивит, что идея Big Band интересовала Сетцера долгое время. Setzer родился в Grennwich Village, в Нью-Йорке. Он вырос в Массапекуа, Лонг-Айленд, и первым инструментом, на котором он начал играть в 8 лет, был(а) euphonium, а не гитара. Он играл на духовых инструментах 10 лет, и их влияние на его музыку с тех пор довольно сильно. Даже когда он начал брать уроки гитары (также в 8 лет) , его учителем был саксофонист. Подростком он бросил занятия и подался в город болтаться по джазовым клубам. Из-за возраста ему
приходилось тайком пробираться в такие места, как Village Vanguard и Village Gate. Setzer вспоминает, что однажды, когда он увидел оркестр Мела Льюиса, он подумал : « Классная идея, когда лидер в Big Band – гитарист». Но история как будто сговорилась против этой идеи. Акустическая гитара не была традиционно лидирующим инструментом в музыке Big Band, а электрическая гитара только-только начинала подавать голос в 50-х годах, когда в Big Band активно проникал рок-н-ролл.
В конце 80-х молодые Stray Cats уехали из Америки в Лондон. За время их пребывания там трио стало полной сенсацией в Англии, Европе и Японии. Однако в Америку два их ранних альбома, The Stray Cats и Gonna Boll, пришли в качестве импорта. Затем наступил прорыв : альбом Built For Speed (1982), включивший 3 хита из первой десятки (“Stray Cat Strut”, “Rumble In Brighton” and “Rock This Town”), достиг второго места в списке популярных альбомов и получил платиновую награду. Но идея создания Big Band все еще не покидала Сетцера. Переезжая из города в город, он в автобусе слушал Gene Krupa и Bobby Darin, репетировал джазовые аккорды и представлял, как его песни могли бы звучать в аранжировке для Big Band . Далее последовал золотой альбом Rant N’ Rave With Stray Cats (1983), затем Rock Temporary (1986), Blast Off (1989), Rock This Town : Best Of The Stray Cats (1989) и Choo Choo Fish (1992). Вышли также 2 альбома с сольными номерами Сетцера – Knife Feels Like Justice (1986) и Live Nude Guitars (1988). Потом он был представлен на альбомах Роберта Планта ( Robert Plant) , Боба Дилана, Пола Роджерса и Рики Ли Джонса.
В 1996 году Сетцер вместе с Брайаном Адамсом возглавит шоу ''''Duets” и его можно будет услышать на саундтреке к Striptease и вновь выпущенном альбоме Aristocats (ранее он содействовал выходу альбома The Songs Of West Side Story). «Я чувствую себя очень удачливым. Я прошел через 80-е и сохранил уважение к себе как хороший гитарист. Когда люди слышат игру Клэптона, они узнают его.
Все, чего я хочу, это чтобы, услышав мою игру, люди говорили : «Это Брайан».
Когда создание Big Band наконец-то завершилось, это застигло Сетцера врасплох. «Насколько много можно использовать электрогитару? Ведь это же не рок-музыка - с одними духовыми. Я создал банду ради развлечения, а теперь у нас выходит уже второй альбом.» В результате первый альбом в значительной степени состоял из кавер-версий. «Процесс записи шел так быстро, что у меня не было времени создать альбом, состоящий из оригинальных песен, и я продолжал собирать его по кусочкам.
Для альбома Guitar Slinger я сперва написал песни. Поэтому они сами встали на свои места. Встреча с Joe Strummer была счастливым совпадением. Сетцер и бывший лидер Clash оба были чужими в Лондоне. «У нас обоих были старые кадиллаки, у него 55, а у меня 60.» говорит Сетцер «Однажды он позвонил мне, хотел узнать, где можно достать запчасти.» Strummer провел с Сетцером пару месяцев, они вместе гоняли на машинах и , конечно, писали песни.
Сетцер продюсировал свой первый альбом, но еще одно совпадение привело к тому , что у Guitar Slinger появился новый продюсер. Phil Ramone увидел выступление группы и сказал ему «Я хочу это продюсировать». «В самом деле?» спросил Сетцер, у которого было хорошее настроение. На что Ramone ответил : «Вам нужно записываться так же, как вы играете вживую. Если гитара тебе не мешает, поет вместе с тобой, то группа звучит совсем по-другому». Ramone надел наушники и прокрутил P.A., убрав духовые. Хотя это не был живой альбом, музыканты играли на Guitar Slinger так, как будто он был живой.
Этот живой звук можно будет услышать опять этим летом во время очередных гастролей Brian Setzer Orchestra. «Это хорошая американская музыка, американцы ее придумали» говорит Сетцер, «и я не могу допустить, чтобы она канула в неизвестность» Маршрут гастролей включает остановку на джазовом фестивале Playboy в Голливуде. Сетзер смеется : «Отлично для худого парня с татуировками»

Источник биографии: www.Rocknroll.aha.ru

Сайт создан в системе uCoz