Помешанный на СТРЭЙ КЭТС

STRAY CATS 4 Перевод Олега Усманова

А вот как рассазал бы историю группы рокабилли-фэн с берегов туманной Англии. Его мнение, нам кажется, в основном, верным. Хотя порою он и грешит узколобостью: где-то не знает историю рока от 40-х до наших дней, где-то не отличает кантри от блюза с рок-н-роллом. А где-то тупо переписывает имена приглашенных музыкантов, продюсеров и названия студий.
Когда СТРЭЙ КЭТС ворвались в британские хитпарады в начале 80-х это было начало любовной интриги, которая не угасла в моем сердце и сегодня. У нас были МЭЧБОКС и Шейкин Стивенс, которые шли очень хорошо, скоро добавились легендарные ДЖЕТС и ПОУЛКЭТС, процарапавшиеся в хитпарады. СТРЭЙ КЭТС принесли образ крутого парня, которое сделало их более приемлемыми в эру, застрявшую в тисках панка и групп типа СТРЭНГЛЕРЗ и КЛЭШ. Многие пуристы имели для них немного добрых слов, но я уверен, что сегодня они были бы счастливы видеть предмет их негодования в хитах!

История начинается в Нью-Йорке в 1959-1961 годы, в период, когда настоящий рокабилли просто вымирал. Брайан родился 10 апреля 1959 в Массапикуа, а двумя годами позже Слим Джим Фантом (Джим Макдоннелл) в Бруклине (20 марта) и Леон Дракер, более известный как Ли Рокер.
В 1979 Брайан организовал коверную рокабилли-группу с братом Гэри на барабанах и Бобом Бичером на басу, и назвав ее ТОМКЭТС. Они также исполняли рок как BLOODLESS PHARAOHS (Бескровные Фараоны) с Кеном Киннэли (Ken Kinally) на клавишных. Брайан ушел в начале 80-х, чтобы присоединиться к школьным приятелям Джиму и Ли и сформировать СТРЭЙ КЭТС. К лету они уехали из Штатов в Англию, где — они думали (и правильно думали) — народ более продвинутые по части новой музыки. После концерта в лондонском клубе "Venue", они столкнулись в своей гримерке с Дэйвом Эдмундзом, наливавшим себе джин-тоник! Именитый и как исполнитель, и как продюсер, Эдмундз сказал, что хочет работать с ними прежде, чем попробует тот, кто не знает, как это делать. Они подписались с фирмой "Arista", и за 5 дней в октябре записали альбом в студиях "Eden" и "Jam" в Лондоне.
В следующем месяце "Runaway Boys" вышли их первым синглом, и остальное — история. "Runaway Boys" — классика неорокабилли. Песня была совершенна для своего времени и вызвала появление группы последователей для ансамбля и жанра. Вещь взлетела к 9 месту в английских хитпарадах с помощью телезасветки на "Top Of The Pops" и других музыкальных шоу тех дней.
Выпущенный в начале февраля 1981 года, "Rock This Town" стал еще одним хитом с завораживающе быстрым битом и жалящей гитарой Брайана. Публика съела его, и вслед за "Runaway Boys" песня попала на 9 место. Выпущенный в феврале 81-го, легендарный первый альбом представлял смесь хитовых синглов, перепевок и нескольких оригиналов. Продюсировал его в уэльсский рокер Дэйв Эдмундз, но 4 вещи смикшировали парни.
"Fishnet Stockings" (Чулки из рыболовной сети) — это безумный рок под динамичным гитарным соусом, который иначе был бы довольно посредственной песней. Для римейка "Ubangi Stomp" Чарлза Андервуда они сохранили оригинал Уоррена Смита за исключением того, что сделали песню чуть более политкорректной. (А Джерри Ли Луис поет эту песню почему-то в мажоре — может, это и есть оригинал?) Слим Джим явно в своей тарелке с джунглевым ритмом, постоянными криками и боевым кличем. "Storm The Embassy" (Штурмуйте посольство) — политическая песня, типа тех, что были тогда популярны. Это был умный ход, придавший им больше общественной убедительности, чем пение просто о чулках и музыкальных автоматах. То же можно сказать относительно "Rumble In Brighton" (Стычка в Брайтоне), которая аппелировала к сайко-братству с описанием драк между бандами. Мощный рок с пальцами Брайана в огне и Слим Джимом на всех барабанах. "Мягкий саксофон" (Mellow Saxophone) Роя Монтрелла стал "Диким", благодаря приглашенному Гэри Барнаклу.
Песни "Jeanie Jeanie Jeanie" Эдди Кокрэна и "Double Talkin'' Baby" (Двуличная крошка) Джина Винсента прошли полную обработку и отдают дань источникам вдохновения группы. К этой теме трио еще вернется. "Crawl Up And Die" — просто чудо, и это его вокальное исполнение хриплым голосом — одно из моих любимых. "My One Desire" (Одно мое желание) Дорси Бернетта (обратная сторона сингла "Runaway Boys") — хорошая среднетемповая тема с прекрасным низким ритмом Ли и Джима.
Третий сингл, взятый с альбома — это подпрыгивающий блюз "Stray Cat Strut" (Походкой бездомного кота). Это была единственная песня диска, привезенная ими из Америки. Написанная Брайаном во время джема в гараже Ли, она обладает гипнотическим битом и необъяснимо затормозила на 11 месте в таблицах популярности. Она вполне могла быть номером один. И когда спрашивают, какую музыку я люблю, и я отвечаю рокабилли, люди часто поют кусок из "Stray Cat Strut". Оборот сорокопятки (нет на альбоме) — живой блюз "Drink That Bottle Down" (Допей эту бутылку) с Рокером на вокале, тогда как Брайан сыграл в манере Эдди Кокрэна.
Следующий раз они появились в хитпарадах в июне, когда "The Race Is On" (Гонка пошла) бодрая перепевка старого тустепа Джорджа Джоунза (George Jones, кантри-звезда) поднялась на 34 позицию, заявленная как Дэйв Эдмундз и СТРЭЙ КЭТС.
В промежутке между первыми альбомами было большое турне по Штатам на разогреве у РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Будучи дома они также появились на "Friday show", сыграв 4 песни и что важнее, дав знак, что еще не были подписаны на той стороне Атлантики. Фирма "И-Эм-Ай" наблюдала!
После огромного успеха первой пластинки, было несколько удивительно, что для второго диска, "Ариста" сделала так, что они продюсировали его сами с помощью Хайна Ховена (Hein Hoven). Тусовка также переместилась в Монсерра, что в Вест-Индии. К счастью, они не чувствовали потребности попробовать рэгги-бит и взяли песни рокабиллов типа Джонни Бернетта, а не Боба Марли. Я помнится, купил альбом, и был немедленно сражен блестящим фото на обложке. Если бы мать с отцом поинтересовались, почему я был так тих по пути домой… я не мог оторвать глаз от пластинки! Вообще альбом проигрывает первому, но есть на нем вдохновляющие моменты. "Baby Blue Eyes" (Крошка "голубые глаза") и "Little Miss Prissy" (Маленькая мисс Присси) открывает прослушание парой гитарных роков. "Wasn''t That Good" (Разве не было хорошо) — веселая драйвовая вещь с изящным саксофоном. "Cryin'' Shame" (Ужасно жаль) отличается от всего, что они прежде нарезали, отличный среднетемповый блюз с гармоникой и даже подпевками. "(She''ll Stay Just) One More Day" (Она останется только еще на один день) — довольно слабая тема с клавишными, саксофонами и вокалом Ли. Уж очень джазово, хотя смачно описывает идеальную женщину:

"She never gives me bitching, she''s magic in the kitchen"!! (Она никогда не достает меня, и творит на кухне чудеса).

Вторая сторона открывается синглом "You Don''t Believe Me" (Ты мне не веришь), приблюзованным роком с прекрасной слайд-гитарой. Он дошел только до 57 места перед выпадением из списков популярности после 3 недель. Обратная сторона сорокопятки, (тоже не пошла на диск) — злобное сочинение Сетцера "Cross That Bridge" (Перейди тот мост) с вокалом Ли и гармоникой. Заглавная вещь "Gonna Ball" (Побалдеем, или будет бал) и "Crazy Mixed-Up Kid" (Безумный запутавшийся мальчишка), это чуть больше, чем джемы со слишком напряженным вокалом Брайана. Мне всегда нравилась "Wicked Whiskey" (Злое виски), галопирующий инструментальный шедевр, где все трое КОТОВ гармонируют. Она не всплывает ни на одном сборнике, и очень жаль, она настолько хорошо, насколько хороши рокабилльные инструменталы.
Этого нельзя сказать про "Rev It Up And Go" (Газуй и поехали). Для начала это не инструментал. Это — неописуемый рок с ужасным окончанием в духе "зов и отклик". "Lonely Summer Nights" (Одинокие летние ночи) сочинения Сецера, красивая баллада, дополненая сексуальным саксофоном — вероятно, пик альбома. Пластинка получила небольшую трепку в прессе, и КОТЫ восприняли это как личное оскорбление. В интервью с Энди Пиблсом они сказали, что не понимают, почему пресса и отклики стали столь негативными. Они думали, что сделали что-то неправильно, но не знают, что. По-моему, они просто сделали альбом, с небольшим падением стандарта, установленных их дебютом. Пресса никогда особенно не уважала рок-н-ролл и рокабилли (см. про Шейкина Стивенса, например).

Парням не пришлось долго волноваться. Вслед за гастролями по Европе, Японии и Австралии, они рискнули вернуться в декабре в Штаты, выступив по телесети "Эй-Би-Си" и подписавшись с "И-Эм-Ай". К апрелю 82-го они были назад в Штатах, выпустив "Built For Speed" (Построена для скорости), смесь первых двух английских альбомов плюс кантровая, если не хиллбильная заглавная вещь. Они предприняли турне от одного океана до другого и наряду с еще большим засветкой на национальном ТВ, вскрыли хитпарады альбомов, войдя в Десятку (3 место) и продав в процессе пару миллионов пластинок. Темой, принятой для Англии, похоже, была "поцелуй меня в зад". Единственный раз, когда они попали в прессу, были фото Слим Джима Джима и манекенщицы Бритт Эклэнд (Britt Ekland).

Два года я ждал, потом бах, они вернулись. Какое отличное ощущение — слушать хитпарады воскресной ночью, слушать дрянь час за часом только, чтобы узнать, где они. Мне почти всегда потом чуть ли плохо не было, потому что они не подялись так высоко, как я надеялся. Первый сингл "(She''s) Sexy & 17" (Ей 17 и она сексуальна) был единственный в списках популярности: 29 место в Англии (5-е в США). Весь "Rant ''n'' Rave" (Горлань и буянь) был написан ансамблем (по большей части одним Сетцером) и это было возвращение в лондонскую студию "Мейсон Руж" с Дэйвом Эдмундзом за стеклом и Джерэйнтом Уоткинзом (Geraint Watkins) на фортепиано. Это был отличный диск и в который мы вновь поверили. Вдобавок ко всему, еще одна отличная обложка с этими тремя хулиганами, меняющими шину на хотроде Брайана.
"Rebels Rule" (Бунтари правят) была в стиле Бо Диддли и "Too Hip, Gotta Go" (Слишком крута -я лучше пойду) был хороший рок. "Look At That Cadillac" (Смотри на этот "кадиллак") был роскошный джайв с Мелом Коллинзом (Mel Collins), добавившим мясистой саксофонной секции, и Уоткинзом заполнившим звучание своим пианино. Правда его не очень слышно. "Something''s Wrong With My Radio" (Что-то стряслось с моим радио) — отвязный рок, дающий удобную возможность Брайану и Слим Джиму показать их талантам. В то время мне нравилась "18 Miles To Memphis" (18 миль до Мемфиса), потому что там упоминался Мемфис. Я теперь старше и не такой мелкий (!!). Теперь я люблю ее из-за прекрасного бита Ли Рокера, и галопирующего кантри-звучания. Очень хотелось бы видеть их верхом на видео!
В песне "Ей 17 и она сексуальна" смертельное соло. "Dig Dirty Doggie" — пример забавной рок-н-ролльной чепухи. Любимая песня Слим Джима, восхитительная дууап-баллада "I Won''t Stand In Your Way" (Не буду стоять у тебя на пути). После запичси основных дорожек, Брайан хотел ду-уаповую группу, но Дэйв Эдмундз считал, что и так хорошо. К счастью, Брайан выиграл спор, и была добавлена вокальная группа 14 CARAT SOUL. Отличное исполнение, которое провело*} 13 недель в хитпараде синглов США, дойдя до №35. Брайан потом сказал, что очень гордится этой песней, и что хотел, чтобы она стала огромным хитом. "Hotrod Gang" (Банда на хотродах) — рок в духе Винсента с гэллаповским соло. Буги "How Long You Wanna Live Anyway?" (Ты вообще сколько собираешься прожить?) — мрачная пыхтелка, тяжелее всего предыдущего, предшественница того, что последовало потом.

Примерно в октябре ''84 КОТЫ распались из-за личных столкновений и, несомненно, расстройства от спада группы. Эрл Слик присоединился к Джиму и Ли для плутовато-уклончивого альбома "Phantom Rocker & Slick". Это плохой альбом, но я не буду это рекламировать, потому что Слим Джим выглядит на обложке как Джоан Коллинз. Это было за год до того, как также на "И-Эм-Ай" вышел сольный альбом Брайана "The Knife Feels Like Justice" (Когда нож как правосудие), и вышел с хорошими обозрениями. Это не был рокабилли, но игра была превосходна, тексты были зрелы, и я наслаждался им, потому что это был Брайан Сетцер.

Несмотря на разрыв и тяжелые графики гастролей, они записали в Лос-Анджелесе альбом, который спродюсировали самостоятельно. Это был настоящий сюрприз, я вышел из магазина в сентябре 1986 года с "Rock Therapy" под мышкой. Я хотел быстрее попасть домой покрутить и узнать, рокабилльный ли это диск, поскольку чего-то не очень на то было похоже — в смысле кока на обложке. "Роковая Терапия" — громыхающий вариант, близко к оригиналу Джонни Бернетта. "Reckless" (Безрассудный), принадлежащий перу Сетцера — это, скорее Джон Мелленкэмп, чем Джон Кэш, не по мне. Джин Винсент, повторное посещение классики 1956 года "Race With The Devil" (Наперегонки с дьяволом). Этой версии все трое соединяются прекрасно и три соло Брайана превосходны — начинаются как у Клиффа Гэллапа и переходят в его собственный фирменный звук. "Looking For Someone To Love" (Ищу кого полюбить) Бадди Холли поддерживает высокий стандарт. Из-за торопливого, неподготовленного характера альбома, там много "ковров", но все они сработаны очень хорошо, намного лучше оригинального материала трио. Хороший пример — песня Сетцера "I Wanna Cry" с Рокером на вокалах, это чуть лучше чем средняя попроковая песня. "I''m A Rocker" — отчаянный неотполированный рок с шипящим соло Сетцера, кончается криком Брайана: "Прослушайте меня стоя!!" "Beautiful Delilah" — дань уважения Чаку Берри, вплоть до гитарной игры. Рокабилльная легенда Чарли Фезерс из Мемфиса — следующее напоминание. Их, дубль "One Hand Loose" (Одна рука болтается) прямо в кассу, мне нравится гитарный ход Брайана. Два сетцеровских оригиналы закругляют тусовку. "Broken Man" (Сломанный человек) — кантри/фолковый номер с социальным комментарием, как в его сольнике. В теме доминирует прекрасное банджо Брайана, инструмент, которому он обучился, с той поры, как получил его в подарок от Ли и Джима. Определенно отборная из новых песен. "Change Of Heart" (Смена взглядов) — бодрый мотив с хорошей звенящей гитарой — не рокабилли, но вполне хорош.

В следующем месяце у Фантома, Рокера и Слика вышел 2-й альбом "Cover Girl" (Девочка с обложки), но я не стал его брать. В декабре КОТЫ вновь сыграли в "Whiskey A Go Go" с Брюсом Уиллисом, а Брайан появился с Дэйвом Эдмундзом на Новогоднем рок-н-ролльном балу МТиВи. В 87-м было затишье, если бы не появление Брайана в фильме "La Bamba", где он сыграл роль Эдди Кокрэна. Это была роль, которой он репетировал много лет. Немного просветлело, когда 2-й сольник Брайана "Live Nude Guitars" (Живые оголенные гитары) вышел в начале 88-го. Критики приняли его еще лучше. Он имел более роковые грани чем первый, где был, скорее, американский гитарный мейнстрим с вещами типа "Rockability", "Rebeline" и "Nervous Breakdown" Эдди Кокрэна.

После нескольких лет нерокабилльных сольных предприятий, апрель 1989 принес нам "Blast Off!" (Взлет) новый альбом, полный неразбавленного рок-н-ролла почти нон-стопом. Вновь с Дэйвом Эдмундзом, диск был записан в Калифорнии и был посвящен недавно почившему Рою Орбисону и Клиффу Гэллапу.
Заглавная вещь — взрыв, реактивное начало. "Gina" всего лишь средненькая, а "Everybody Needs Rock ''n'' Roll" — скорая переделка "Everybody''s Movin''" Гленн Гленна. "Gene And Eddie" составлены из ключевых строк песен Джина и Эдди, который работает удивительно хорошо, благодаря прекрасной игре трио и сверхурочных вставок Брайана на "Гретче". Видео снято в студии, и в него вплетены старые клипы Эдди и Джина. "Rockabilly Rules" (Рокабилли правит) — маниакальный ромп, отличное веселье. "Bring It Back Again" (Верни те годы вновь) — коммерческий рок с жестким драйвом, который даже вернул их в хитпарады, хотя всего на 64 место. Мы в России видели "Bring It Back Again" в финале всемирного конкурса видеоклипов, где КОТЫ выступали где-то на улице, кажется, в Канаде. "Slip, Slip, Slippin'' In" могучий вариант классики Эдди Бонда. "Rockabilly World" (Рокабилльный мир) — хороший шаффл и "Rockin'' All Over The Place" несколько напомнили СТАТУС КВО, играющих рокабилли: у СТАТУС КВО есть буги "Rockin'' All Over The World". "Nine Lives" (Девять жизней, как у кошки) были джазовой переделкой "Fever". Лето ''90 было потрачено на 6-недельную гастроль с блюзменом Стиви Рэй Воном и выступлением в музыкальной комедии "Mother Goose" (Матушка-Гусыня, английский фольклор) в роли котов! Год закончился на плачевной ноте, если не в заднице, выпуском "Let''s Go Faster " на "Liberation". Продюсированный Найлом Роджерзом, это — настоящее барахло , где единственной хорошей вещью было фото на обложке. Роджерз — знаменитый продюсер, работавший с многими суперзвездами, но меня и после этого не заманишь их слушать.

Следующие два года: гастроли по Японии, Австралии, Америке и Англии и затем в июне 1992 вышел диск "Choo Choo Hot Fish". Продюсированный Дэйвом Эдмундзом, новый альбом был нарезан возле Чаттануги в штате Теннесси и назван по имени близлежащего кафе. Гораздо лучшая работа, где сверкает роскошный дуэт с Эдмундзом "Cry Baby". "Lust ''n'' Love" — мрачноватый рокабилли-номер, а "Please Don''t Touch" и "My Heart Is A Liar" очень сильны. Были нарезаны 2 инструментала, романтичный "Jade Idol" (Нефритовый идол) и классическая тема Санто и Джонни "Sleepwalk" (Лунатизм), который Брайан переписал 6 годами позже со своим бигбэндом и поимел "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение. "Cross Of Love" (Крест любви) и "Let''s Go Faster" (Давай быстрее) с предыдущего альбома, были сделаны снова, но два года и смена продюсера не спасли их, хотя "Faster" улучшилась. Завершающая элвисовская "Mystery Train" (Таинственный поезд) — это 5-минутная демонстрация силы, где Ли со Слим Джимом держат отчаянный ритм как в золотое времечко, и Брайан играет великолепно.

За большим турне по Европе последовала поездка в Лос-Анджелес для записи последнего альбома "Original Cool" (Оригинальный клевый). Его 15 песен охватывают величайшиt хиты рок-н-ролла. Они хорошо исполнены, но во сути дела ничего не добавляют к оригиналам. Выделить можно "I Fought The Law", "Your True Love", "Blue Jean Bop", "Let It Rock", "Stood Up" и искрящуюся "Flying Saucer Rock ''n'' Roll".
Вот вообще-то и все, что касается СТРЭЙ КЭТС. У Ли Рокера — пара альбомов с его ансамблем BIG BLUE. 13 CATS (13 чуваков) с участием Слим Джима, Ли и Дэнни Б. Харви записали альбом свинга и рокабилли, а Брайан поднялся к удивительным высотам с свинговым Оркестром Брайана Сетцера. Третий альбом взял Штаты штурмом и получил две "Грэмми" и премию за пожизненные достижения от гитарной фирмы "Гибсон".
Этот успех мог задержать или оборвать любые надежды на воссоединение, хотя они сыграли в феврале ''98 концерт дань памяти Карла Перкинза в "Хаус ов блюз". Была издана куча концертных малобюджетных компактов, лучший из которых "Tear It Up" на фирме "Receiver". Это мощная 75-минутная программа, пробегающаяся по их хитам и пара ковровых версий плюс Дэйв Эдмундз присоединяется к ним на "The Race Is On". Группа отменная, звук хорош, и это — подходящая дань самым клевым чувакам, родом из Лонг-Айленда.



Материал сайта rockabillyswing.ru

Материалы "Рокабиллисвинга" являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов из зарубежных изданий. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Рокабиллисвинга" другими изданиями (как сетевыми, так и обычными), но просит сохранять авторство и ссылаться на нас. Заранее благодарим за сообщение о перепечатке.

Сайт создан в системе uCoz