СТРЭЙ КЭТС или Реннесанс рокабилли

STRAY CATS 1

История эта поведает о том, как при помощи кожаных курток, старых мотоциклов — крейсеров дорог 50-х годов,— причесок "ласточкой", цветных татуировок на мускулистых (и не очень) плечах, а также испытанного зажигательного рок-н-ролла наших родителей можно сделать мировую карьеру.

Не случайно здесь перечислены сначала аксессуары отнюдь не музыкальные. Ведь они, по сути, играют столь же важную роль, как аккорды и мелодия. И когда, после нескольких лет неудач, "Стрэй Кэтс" ("Бездомные коты") покорили мир своей музыкой, журнал "Ньюсуик" писал о "... новой революции в рокабилли".
Брайан Сетцер, гитарист и вокалист "Бездомных котов", родом из местечка Массапикуа, что в часе езды на машине от Манхэттена,— типичный представитель "пригородной американской тоски и ностальгии". В его гараже стоит "шевроле-бел-эйр" выпуска 1956 года, а все стены квартиры оклеены фотографиями Элвиса Пресли, Джина Винсента и Фрэн-ка Лаймона. Брайан коллекционирует также музыкальные инструменты и комиксы 50-х годов. Родился он в 1959-м, когда Эдди Кокрэн выпустил свой последний сингл, Бадди Холли погиб в самом расцвете сил, слава Джина Винсента уже отгремела, а Элвис еще служил в армии. Брайан живет пятидесятыми. Годы восьмидесятые он видит через призму молодости своих родителей и горячую музыку, зовущуюся р о к а б и л л и.

Рокабилли появился в 1954 году на студии фирмы "Сан Рекордз", в Мемфисе, что в штате Теннесси. Именно там Элвис Пресли, его гитарист Скотти Мур и басист Билли Блэк придумали роковый блюз, соединив старый блюз и "хиллбилли". Многочисленные представители этого направления -Карл Перкинз, Джонни Кэш, Джин Винсент, братья Бёрнетт, Джерри Ли Луис, Эдди Кокрэн и другие — были хорошо известны в то время. Музыка эта, однако, довольно быстро "исчезла с ленты". Автокатастрофы, скандалы, банкротства и прочие удары судьбы выбили ее главных последователей. Рокабилли сжег себя, так и не успев как следует разгореться. К счастью, не навсегда. Веселая и задиристая, рокабилли-музыка присутствовала в песнях БИТЛЗ и КРИДЕНС в 60-е годы, Роберта Гордона и англичан МЭЧБОКС в 70-е. А в начале нынешнего десятилетия даже группа КУИН выпустила рокабилли-хит "Сумасшедшая штучка под названием любовь".

Брайан принял эстафетный факел у БИТЛЗ. Случилось так благодаря его родителям — закаленным рокерам, любителям Пресли, Джеймса Дина (кинокумир американской молодежи) и ливерпульской четверки. Уже восьмилетним мальчишкой он взял в руки гитару, а в тринадцать, сидя в гараже, снимал стандарты Чака Берри и РОЛЛИНГ СТОУНЗ. В крайнее недоумение привела его тогда новость, что песня "Honey Don''t", спетая Ринго Старром, не битловское сочинение, а человека по имени Карл Перкинз (автора, кстати, и "Blue Suede Shoes"). Это и привело Сетцера к истокам.
Первая, еще школьная, группа будущей звезды называлась "Брайан Сетцер и РОКАБИЛЛИ БУНТАРИ". Было это во времена дискобума, и рокабилли-фаны, появлявшиеся на дискотеках, выглядели по меньшей мере вызывающе. Но Брайан оставался верен себе. И вскоре (о чудо!) нашел двух парней, заинтересованных в "деле" так же, как и он сам. Первым был высокий Джим Макдоннел. Родом из Бруклина, он, как и Сетцер, пришел к рокабилли через БИТЛЗ играл на барабанах. Его приятель Ли Дракер, сын первого кларнетиста нью-йоркского оркестра, пять лет штудировал игру на виолончели, затем "пересел" на бас-гитару, а позже — на обычный акустический контрабас, часто используемый в рокабилли-составах.
Обстоятельства требовали жизни кочевой, и Брайану пришлось бросить колледж. Днем он работал на фабрике искусственных цветов, а вечерами играл в клубах. Поначалу его группа называлась TOMCATS, а с приходом Ли и Джима в 1979 году название сменилось на STRAY CATS (Бездомные коты). Причем слово "cat", помимо первого значения "кот", на американском жаргоне означает еще "парень, чувак". В ходе концертов в Филадельфии Сетцер познакомился с англичанином по имени Тони, убедившим ребят попытать счастья в Британии. В сентябре 1980 года СТРЭЙ КЭТС вместе с новоиспеченным менеджером Тони Бидгудом закупили билеты до Лондона.

В Британии, к счастью, Билл Хейли и Джин Винсент оставили "роковой" след на долгие годы, а тедди-бойз почитали за национальную трагедию то, что Элвис Пресли так никогда и не выступил "на островах". А тут вдруг появляются ребята, играющие изначально американскую музыку.
Но Англия оставалась Англией... В Лондоне в это время царила мода "ныо-романтик" со своими экстравагантными одеждами, и три парня с татуировками, браслетами и волосами, намазанными бриолином, мягко говоря, обращали на себя внимание. Первые дни они провели, стучась в негостеприимные двери фирм грамзаписи, а ночью спали в Гайд-парке. Наконец повезло. Поступило предложение сыграть в качестве поддержки для группы "Легендарные пудели".
"Коты" оказались лучше "пуделей", и тут же появились владельцы концерна "Ариста" и заключили контракт. Не хватало только одного — способного продюсера. Но однажды вечером в известном лондонском зале "Венью" после концерта ребята застали в гримерке странного типа, как ни в чем не бывало потягивавшего виски. Прежде чем его выкинуть, решили узнать: кто такой? Это был Дэйв Эдмундз, без всяких предисловий заявивший, что будет их продюсером. "Коты" согласились, опасаясь, как бы какие-нибудь типы из "нью-романтик" не дорвались до них и не испортили их звучания. Эдмундз, выдающийся специалист рокабилли, привез ребят в маленькую лондонскую студию, где они записали свой первый сингл "Runaway Boys" (Беглецы), моментально пробившийся в британский "топ-лист"; то же стало и с записанными в следующем году сорокапятками "Stray Cat Strut" (Походкой бездомного кота) и "Rock This Town" (Встряхнем этот городок). О СТРЭЙ КЭТС заговорила лондонская улица. Само собой, их портреты появились во всевозможных изданиях. Огромную популярность трио также получило во Франции, где до сих пор существуют "байкеры", аналогичные английским рокерам, и в Японии, куда группа съездила в двухнедельное турне.

Свежее звучание скоро заинтересовало известных музыкантов. После одного из концертов в Бирмингеме группу посетил сам Роберт Плант. А в другой раз пожаловали Мик Джеггер, Кейт Ричардз и Чарли Уотс (все из РОЛЛИНГ СТОУНЗ).
И все же Сетцер и компания не поверили своим ушам, узнав, что СТОУНЗЫ пригласили их играть в первом отделении на трех концертах своего знаменитого американского турне 1981 года. По возвращении трио записало еще одну долгоиграющую пластинку "Gonna Ball" (Побалдеем), но по-прежнему не имело хорошего контракта ни с одной американской звукозаписывающей компанией.
Но в конце концов и это удалось устроить. КЭТС подписали контракт с американским филиалом "И-Эм-Ай" и выпустили на родине альбом, собранный из двух английских. Изрядной поддержкой в его рекламе и, естественно, продаже (2 миллиона в конце 1982 года) была сеть кабельного телевидения "Эм-Ти-Ви". Следующий альбом в Штатах вновь продюсировал Дэйв Эдмундз. Пластинка эта, названная "Горлань и буянь!", включала новые элементы: свингующую гавайскую гитару, а также a capella в песне "Я не буду тебе мешать". Нет недостатка и в традиционных роковых кусках типа "18 миль до Мемфиса", "Что-то случилось с моим радио", среди которых некоторые сразу зовут танцевать, например, "Взгляни на "Кадиллак".
Рос успех, и уже приходилось учитывать общественное мнение. В центре внимания как-то оказался Джим, когда увел у Рода Стюарта невесту, известную манекенщицу Бритт Эклэнд. Слава принесла и финансовые проблемы. Фирма, владеющая авторскими правами Эдди Кокрэна, требовала от группы ни много ни мало — 5 миллионов долларов за исполнение его песен без разрешения. Хотя, понятно, что как Эдди, так и Джин Винсент были бы, наверное, довольны тем,что нынешняя молодежь играет их музыку и наслаждается ею.

В чем же секрет СТРЭЙ КЭТС и появившихся у них последователей — ПОУЛКЭТС, ШЕЙКИН ПИРАМИДЗ и других? Связан ли он только с рокабилли и тоской по разноцветным пятидесятым? Наверное, не совсем. Музыка БЕЗДОМНЫХ КОТОВ, помимо рокабилли, содержит множество иных стилей, среди коих панк — наверняка не из последних. Тематика песен не ограничивается выяснением отношений "М-Ж"; затрагиваются темы войны, политического терроризма. Наиважнейшее же все-таки то, что их музыка — это самый стержень рока, ритмы, прекрасно подходящие для танцев. Но чтобы под них танцевать, нужно обладать изрядной физической силой. А она давно уже покинула завзятых диско-фанов. Они в состоянии лишь покачиваться в такт синтезированной халтуре. А жаль!

журнал "Мозаика" перевод с польского Олега Усманова. Впервые опубликовано в журнале КОМСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ 12/1989

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
С момента написания статьи "много мышей пробежало". За это время "коты" разбегались, собравшись один раз на запись в 86-м году. Сетцер записывал сольные альбомы (хорошо принятые критиками, особенно специализированных гитарных журналов), даже ездил в сольное турне. Он также снялся в рок-н-ролльном боевике "Ла Бамба", где пел песню своего кумира Эдди Кокрэна. Группа ЛОС ЛОБОС, записавшая музыкальный материал для фильма и одноименной пластинки, прогремела на весь мир, в 1987 году пробившись в американский хит-парад. Сам фильм шел вне конкурса на прошлогоднем Ташкентском кинофестивале.
Воссоединившись и записав альбом "Старт" (или "Отрыв от Земли") в конце марта 1989 года, трио с огромным успехом гастролировало по Америке и Европе, а в Финляндии с ними удалось выступить эстонцу Иво Линна со своим РОК-ОТЕЛЕМ..


Дискография:
"Stray Cats" (Бездомные коты)
"Gonna Ball" (Побалдеем!)
"Built For Speed" (Создан для скорости)
"Rant''n''rave wit the Stray Cats" (Горлань и буянь)
"Rock Therapy" (Роковая терапия)
"Blast off" (Старт или Отрыв от Земли)



Материал сайта rockabillyswing.ru

Материалы "Рокабиллисвинга" являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов из зарубежных изданий. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Рокабиллисвинга" другими изданиями (как сетевыми, так и обычными), но просит сохранять авторство и ссылаться на нас. Заранее благодарим за сообщение о перепечатке.

Сайт создан в системе uCoz