"Итак", спрашиваете вы Brian Setzer, "Каково ощущать себя отцом - или точнее Папочкой - современного свингового движения?"

"Ну," отвечает лидер Brian Setzer Orchestra и бывший лидер Stray Cats со своим лонг-айлендсим прононсом. "Конечно не хорошо злорадствовать, но тем не менее…"



У Brian Setzer есть хорошие причины злорадствовать. Он из тех редких музыкантов, которые могут взглянуть на музыкальную индустрию, ухмыльнуться и сказать, "Ну и что я вам говорил?". Тогда, в 1992-м, еще до того как Cherry Poppin'' Daddies надели свои костюмчики, и американская молодежь решила что Mel Torme - чувак что надо, Setzer собрал биг-бэнд из 17 человек для того, чтобы с размахом играть шумные поп-песни в духе "Eddie Cochran встречает Benny Goodman". Многие думали, что он поехал мозгами, но Setzer чувствовал, что он на правильном пути.

Теперь, уже после волны популярности свинга, становится понятно, что чувство его не подвело. Ему понадобилось некоторое время, для того, чтобы доказать свою точку зрения, но он это сделал - и сделал по-крутому. Благодаря синглу (а также рекламному джинглу компании Gap) "Jump Jive an''Wail", альбом 1998-го года The Dirty Boogie стал мульти-платиновым и даже пробрался в верхнюю десятку Billboard. Свинг быстро стал одним из самых популярных течений конца девяностых, но именно Setzer получил лавры первооткрывателя.

Теперь его задача - стоять в завершающем круге. Свинг потерял большую часть своих поклонников в пользу тинейджерской попсы и рэп-рока, и многие уже начала задумываться над тем, что все имеет свое начало и конец. Но на своем новом альбоме Vavoom! Setzer показывает, что он пока не видит причин покидать корабль - вместо этого он видоизменяет форму, добавляя "хип-хопового" привкуса, для того, чтобы сделать звучание более современным и экспериментаторским. У него даже хватило смелости сделать это с классической вещью Glenn Miller "In the Mood". Пока Setzer считает что свинг еще жив - он будут продолжать, заставляя его "jump, jive an''wail", но чуть-чуть по-другому.



Guitar World: Откуда взялось название альбома Vavoom!?

Brian Setzer: Это как бы суммирует все для меня. Vavoom! для меня значит - "Wow!". Это то, что я ощущаю, играя с моей командой.

GW: Что вы хотели сказать этим альбомом?

Setzer: Я хотел сделать свинг частью современного движения. Но я также не хотел отказываться от своих рокабилльных корней, которые видны во всей записи. Кроме того, я добавил немного doo-wop-овского звучания в некоторых песнях. Я думаю, что именно все это составляет основу альбома.

GW: Довольно существенная программа. Каким вы видели модернизированный свинг?

Setzer: То, что я сделал, было довольно интересным. Я хотел сохранить звучание биг-бэнда, и мне это в основном удалось. Но я понимал, что все это нужно куда-то двигать, в чем-то менять. Поэтому я взял самую известную свинговую вещь "In the Mood", написал для нее текст и добавил привкус хип-хопа, это было вроде эксперимента.

GW: Не блюдете вы чистоту стилей.

Setzer: Основным поводом для критики свингового движения было то, что это ретро-стиль 40-х годов. Поэтому я взял "In the Mood" и заставил звучать ее так, как свинг 2001-го года. Я сделал то же самое на двух или трех вещах, добавил в них хип-хопа. Было просто потрясно как это все клёво смешалось.

GW: То есть вы готовы к претензиям фанов свинга по поводу того, что вы испортили превосходную вещь?

Setzer: Это всегда так. Невозможно угодить всем. "Что вы пытаетесь сделать, добавив слэп-бас и электрогитару к биг-бэнду???" - говорили мне восемь лет назад. "Нельзя ставить рок-н-ролльную гитару рядом с биг-бэндом!". А сейчас это воспринимается нормально, да и теперь я готов к любой реакции.

Дело в том, что если вы не меняете что-то, вы снова делаете такую же запись. Что касается разных музыкальных движений - движение есть движение - они приходят и уходят. Так уж все устроено. Группы появляются и исчезают. Но эта музыка снова вернулась, потому что она действительно классная. Нет причин, по которым она должна была уйти. Однако течения вроде хип-хопа - это то, что делается сейчас, и для того чтобы оживить свинг, нужно было смешать эти стили. Это я и сделал.

GW: Как вам понравилось работать с продюсером Glen Ballard (Alanis Morisette, Michael Jackson) при создании Vavoom!?

Setzer: Это было просто потрясающе. Это первый продюсер из тех, с кем я работал, кто может читать и писать музыку. Он даже знает нотную грамоту! Сначала я говорил с ним так, как привык говорить с людьми из музыкального бизнеса: " Ок, я должен продумать эти партии духовых и затем записать в виду штучек, которые называются "ноты"". Он сказал: "Приятель, я получил Grammy за аранжировку". Я ответил: "Да ты прикалываешся!". Я мог сказать До минор септ бемоль 5 - и он понимал что я имею в виду. Я мог говорить с ним на языке музыки. Это было классное чувство.

GW: Как появилась идея сделать кавер-версию вещи "Caravan", написанную Duke Ellington?

Setzer: Я хотел сделать что-то вроде "Sleepwalk" (альбом The Dirty Boogie). Людям нравятся инструментальные вещи, а мне нравится их играть, и я, наверное, единственный кто может это сделать с биг-бэндом за спиной. Поэтому я взял "Caravan" и сделал аранжировку.

GW: Вы слушали много свинга когда росли дома?

Setzer: Немного. Когда я был пацаном, мы как-то сели в поезд до Нью-Йорка. Там мы видели Ramones в CBGB, а затем случайно попали на концерт Thad Jones в Village Vanguard - нас пустили благодаря каким-то жутко фальшивым документам. Тогда я в первые услышал этот стиль, и это просто снесло мне крышу. The Ramones тоже снесли мне крышу, но биг-бэнд потряс меня в особенности.

GW: У вас давно появилась мысль сделать более "роковую" версию свинга?

Setzer: Если она и появилась давно, я особенно не размышлял над ней. Это просто было тем, что мне захотелось сделать в начале девяностых. Я просто вдруг понял, что это нужно сделать. Я подумал - клёвая идея поставить электрогитару перед биг-бэндом - пять саксофонов, четыре тромбона и четыре трубы. Это должен был быть именно BIG-band. Я подумал, что может получиться что-то невероятное. Но потом мне пришла в голову мысль, что наверняка кто-то уже делал такое. Но этого никто не делал раньше. К тому же я хотел вернуть слэп-бас, но я даже не представлял, как он чудесно впишется в эту структуру. В общем, я вернул этот бас, а потом заставил ударника играть на установке сороковых или пятидесятых годов и немного подкорректировал звучание, чтобы оно было более чистым и прозрачным.

GW: Вы следовали каким-то определенным образцам?

Setzer: Да, конечно. Биг-бэнд Count Basie''s и Louis Jordan; хотя у него и не было биг-бэнда - энергетика у него была та же. Тогда я как раз думал - нужно поставить Eddie Cochran перед Count Basie - и ты победитель.

GW: Но вам наверняка пришлось убеждать в этом некоторых людей.

Setzer: Когда я начал все это, люди говорили мне, что у меня поехала крыша. Не поклонники, а люди типа владельцев клубов, менеджеров звукозаписывающих компаний. Они говорили что-то типа - "Что это такое? Это безумие. Ты не можешь этого сделать." Они хотели отменить первые два концерта, которые я собирался дать в 1992-м году - в клубе The Strand в Redondo Beach и в Coach House в Orange County - потому что билеты не были проданы. Я сказал, "Знаете что? Если никто не придет - вы просто мне не заплатите. Я сам заплачу своей команде. Я зашел слишком далеко, и должен хотя бы попытаться." И люди пришли. Единственный путь для продолжение этого дела, был играть и играть, чтобы еще больше людей приходило на концерты.

GW: Когда начали появляться другие свинговые команды, вам было важно чтобы вас считали именно зачинателем течения, а не следователем моды?

Setzer: Никто не говорил мне такого. Я думаю, что все знают, что я сделал это раньше, намного раньше. К тому же я все равно не такой, как остальные. У меня бэнд из 17 человек, это не три трубы, а 13. И впереди стою я со своей электрогитарой.

GW: Для фильма Me, Myself and Irene вы сделали кавер-версию вещи "Bodhisattva" которую написал Steely Dan. Как появилась эта идея?

Setzer: Они пригласили кучу народа, чтобы сделать каверы Steely Dan, и к моему удивлению попросили и меня. Я думаю, эта песня была хорошим выбором, к тому же я вырос, пытаясь снять гитарное соло с нее. Я был фанатом Steely Dan, особенно ранних его вещей, я рос, слушая гитару и все эти потрясные соло. Я думаю, все в моем квартале сидели, все время переставляя иглу проигрывателя назад, пытаясь снять соло, которое естественно никто не мог правильно сделать. А что касается саундрека к этому фильму, я написал ноты для всего бэнда и сделал заново все гитарные партии, хотя некоторые из оригинальных партий - например то что делает Skunk Baxter в самом конце - были настолько хороши, что я их попросту слямзил. Я просто не мог сделать ничего лучше или как-то по-другому, поэтому я просто сыграл как он.

GW: Над какими еще проектами вы сейчас работаете?

Setzer: Я собираюсь играть вместе с Robert Plant на трибьюте студии Sun Records. Я еще не знаю, что мы там будем делать, он просто спросил, не мог ли я с ним что-то записать. Там будет куча крутых людей, типа Eric Clapton и так далее. Это, черт возьми, Sun Records, и любому лучше присутствовать там. Еще я сыграл на новом сингле группы Fastball "Love is Expensive and Free". Получилась какая-то смесь из Squeeze и XTC. Они просто позвонили и пригласили меня, сказали, что им нравится звучание моей гитары, поэтому почему бы мне не сыграть у них. Я сказал, "Без проблем!", потому что мне очень нравилась их вещь "The Way", которая вышла тогда же, когда и "Jump, Jive an''Wail", и когда я приходил дать интервью на радио, я всегда ее играл.

GW: Вы ощущаете давление со стороны тех, кто хочет повтора успеха альбома The Dirty Boogie?

Setzer: Нет, не ощущаю - и скажу вам почему. Я музыкант. Однажды тебе везет, ты что-то делаешь и что-то заставляет людей покупать твои записи. Но это нельзя предсказать, поэтому я просто иду и играю. Я всегда могу уехать куда-то на лето и что-то замутить со своим бэндом. В этом вся суть.

2000, перевод - Виталий Якушин


Материал сайта guitars.ru

Сайт создан в системе uCoz