ПОХОДКОЙ ЛИДЕРА БИГ-БЭНДА
ГИТАР УОРЛД 12/1998 перевод Олега Усманова

Через несколько лет после роспуска БЕЗДОМНЫХ Котов, некогда рокабилли-бой Брайан Сетцер со свистом возвращается на центральную сцену
"Свинг, ДЖАЗ, РОКАБИЛЛИ — все это по сути одинаковая музыка, объясняет Брайан Сетцер.— Все это идет от блюза". Кому уж знать, как не ему. Сетцер играл по чуть-чуть из всего вышеназванного в последние два десятилетия. Как лидер БЕЗДОМНЫх Котов, гитарист возглавлял рокабилли-возрождение в 80-х с набриолиненными хитами первой десятки "Rock This Town"-, "Stray Cat Strut" and "(She''s) Sexy+17".
В девяностых Сетцер был занят уже другим ренессансным проектом. Со своим биг-бэндом в 17 человек, Оркестром Брайана Сетцера, он стал украшением пышно расцветающей свинговой сцены, попав в крупные хиты с пластинкой "Грязные Буги", его третьим записанным набегом в вотчину бигбэндовой музыки после альбомов "Оркестр Брайана Сетцeра" (1994) и "С гитарой за плечом" (1996).
Тогда как Сетцер кажется довольным, что его музыка стала модной и доходной, благодаря его пробивному римейку Луи Примы "Jump, Jive An'' Wail" (Прыгай, танцуй и вопи), он сразу подчеркивает, что у него на уме больше, чем только освежить прошлое. "В первый раз в истории музыки электрическая гитара возглавляет биг-бэнд,— говорит Сетцер.— Одно это меняет многое. Если бы я просто копировал то, что бигбэнды исполняли в 1947 году, было бы неплохо, но это бы выглядело устаревшим. Чтобы делать музыку жизнеспособной, надо делать ее новой, и вы должны сделать ее своей собственной. Именно поэтому СТРЭЙ КЭТС имели успех. В 80-е существовали и другие рокабилли-группы, но они застряли в 1956-м. Мы были всегда способны найти что-то новое в рамках этой музыки".
Так, что нового у нового свинг-короля рока? Сетцер поведает журналу "Мир Гитары" всю подноготную о том, почему он — босс.

Вы бы сказали, что начали это возрождение свинга единолично?
Брайан: Вы можете так сказать, но я не могу. [смеется]
Хорошо, но, Вы затеяли все это довольно рано.
Да, я начал этот оркестр 10 лет назад. Но честно говоря, то, что я играю — это не свинг в строгом смысле, но гибрид рока и свинга, я также включил элементы рокабилли и немного джаза.
Как вы пришли к тому, чтобы сформировать Оркестр Брайана Сетцера?
Впервые у меня появилась идея насчет создания биг-бэнда в последнем турне с БЕЗДОМНЫми Котами в 1992 году. Единственно как я могу описать конец Котов — это, что у нас кончился бензин. К нам не было больше интереса — мы гастролировали, но залы были полупусты, и мы типа "выгорели".
Ни у кого не было плохих чувств. Просто пришло время приостановиться, и мы это знали. И парни также знали, что у меня есть идея сформировать биг-бэнд с гитарой как ведущим инструментом.
Поначалу все говорили, что я сумасшедший. Потом владельцы клубов стали говорить: "Люди не будут знать, что это такое. Зачем тебе это делать? В оркестре слишком много народу. Ты потеряешь деньги". Но я настаивал. Так что я сел, написал кое-какие аранжировки и устроил два концерта. На первый было продано 34 билета. Промоутеры хотели отменить все выступления, но я сказал: "Я не буду отменять концерты. Если придется, то оплачу оркестр из своего кармана, но не буду отменять, потому что завёл их так далеко". Ну второй концерт как-то удалось распродать. Тогда молва о концерте распространилось на следующий, и так стало с тех пор. В прошлом году без всякого радио я продавал арены с амфитеатрами — 7,000-местные залы, только из уст в уста. Теперь начинается безумие, потому что радио крутит нашу музыку, и у меня хитовая пластинка. Теперь это сродни подливания бензина в огонь. Это заставляет чувствовать, что я был прав, что это хорошая музыка.
Что отличает ваш оркестр от нынешних свинг-ансамблей?
Размер. И размер важен. У меня — большой оркестр. У нас целых пять саксов, четыре тромбона и четыре трубы в духовой секции. И по-моему, это непременное условие, чтобы делать тот невероятный звук.
Работа к биг-бэндом по-другому заставляет вас подходить к гитарной игре?
Я играю не так уж по-другому. Когда вы прослушаете кое-что из моих старых пластинок, вы обнаружите, что я играл много аккордовых соло, сходные с теми, что я играю в контексте этого биг-бэнда. Теперь просто те аккордовые соло служат калькой для оркестровок биг-бэнда. Именно поэтому я пишу.
Как развились ваши аранжировочные навыки?
Единственная сознательная вещь, которую я сделал — отвел больше места для солирования — для всех соло. В начале биг-бэнда я имел обыкновение писать большие жирные аранжировки. В результате была сильная конкуренция, и трудно было все расслышать. Теперь всякий раз, когда выступает солист, дудок или нет, или они очень разрежены.
Прежде на заднем плане всегда что-то происходило. В эти дни я просто оставляю больше дырок, чтобы люди слышали немного лучше, по-моему, все становится доходчивее. Также я потерял фортепиано. Мне в биг-бэнде пианино не нужно. Это одно из того, что конфликтует с гитарой.
С какими повседневными проблемами приходится сталкиваться оркестру из 17 человек?
Невозможность держать за кулисами достаточно пива [смеется]. Это самая большая проблема, из тех, что мы имеем — упаковки и упаковки пива... и никогда не хватает!
Что фирмы грамзаписи говорили, когда Вы обратились к ним?
Я не обращался к фирмам грамзаписи. Я просто начал искать концерты, и они стали приходить. Первый альбом был на "Голливуд-рекордз". Мы подписались так быстро, что я не имел возможности немного написать, и мы полагались на более традиционный свинговое звучание. Мы сделали некоторые "ковры" — ковёр "A Nightingale Sang in Barclay Square" (Соловей пел на площади Барклая), мы написали аранжировку для "Route 66" (Маршрут 66). Все хорошо, но не было времени создать нечто уникальное.
Со вторым альбомом, я все еще типа двигался в нужную сторону. Я знал, что хочу больше рока, потому что до сих пор моя аудитория — прежде всего рок-толпа. С этим альбомом я действительно думаю, что ухватил это. Одна вещь помогла, я нашел отличного рокабилльного басиста, который также умеет читать ноты. Не знаю, почему я раньше не догадался пригласить слэп-басиста, ведь эту технику мы использовали в БЕЗДОМНЫХ КОТАХ, это добавляет жизни в ритм-секцию. Я также заставил моего барабанщика использовать барабаны 1940 года со старыми пластиками из телячей кожи. Удивительна та разница, которая получилась. Они просто глуше стучат.
Все эти неосвинговые вещи связаны с определенным стилем жизни. Поклонники водят старые автомобили, носят старую одежду, собирают старую мебель. На каких автомобилях вы ездите?
У меня "форд''32", "додж''57", "кадиллак''60" — все ездят, все чистые, что является самым большим плюсом. Я пробовал делать это неотъемлемой частью концертов, чтобы была специальная стоянка для любого зрителя с отличной старой машиной. Тут вопрос даже не в факторе крутизны — этим ребятам приходится волноваться, что, может, их автомобили не заведутся, когда кончится шоу. И еще думать про стоянку, и чтобы их не угнали.



Материал сайта rockabillyswing.ru

Материалы "Рокабиллисвинга" являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов из зарубежных изданий. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Рокабиллисвинга" другими изданиями (как сетевыми, так и обычными), но просит сохранять авторство и ссылаться на нас. Заранее благодарим за сообщение о перепечатке.

Сайт создан в системе uCoz