«Кошачий рокабилли»  

Знаете, почему рок-н-ролл вечен? Почему он всегда был и будет популярен? Почему, только заслышав его звуки, люди неосознанно начинают улыбаться, пританцовывать и двигаться? Почему он пережил и переживёт ещё не одно поколение? Секрет прост - это открытость, честность и искренность этой волшебной музыки! В 40-ые и 50-ые года родоначальники всей современной рок-музыки играли и записывались на самых примитивных инструментах, никаких цифровых технологий – аналоговая запись! Не умеешь играть – не играй, не умеешь петь - учись! Всё вживую, всё на плёнку, всё впервые и всё от самого сердца! Все нынешние технологии, вся запредельная аппаратура, напичканная в самые шикарные студии всего мира, все современные гениальные продюсеры просто отдыхают перед простым и незатейливым рок-н-роллом 50-ых. Элвис Пресли, Джонни Кэш , Чак Берри, Фэтс Домино, Литл Ричард, Билл Хэйли – иконы рок-н-ролла, чьи альбомы и чья музыка пережила войны и катастрофы, десятки лет, смены поколений, модные течения и тенденции. Их пластинки и сейчас покупают не только ностальгирующие пенсионеры, но и не слишком-то влюбленная в рок-н-ролл молодежь. Их музыка была убийственна тогда, она актуальна и жива сегодня. Рок-н-ролл всегда был и остаётся музыкально безграничен для талантливых людей, он породил огромное количество музыкальных стилей и направлений. Он изменил мир, открыл новые рок течения и подарил нам множество гениальных имён и групп. Об одной из таких групп, которая в начале 80-ых взорвала высшие строчки всех европейских хит-парадов, породив волну интереса как к музыке 50-х годов, так и к молодежной культуре тех лет, о королях неорокабилли и одной из моих любимейших команд – американцах STRAY CATS я и хочу рассказать вам.

Начиная рассказ о STRAY CATS, поговорим сначала о том, что же такое вообще «рокабилли»?
«Rockabilly – это лидер-гитара, ритм-гитара, контрабас, ударник и немного безумства. Этот стиль зародился в США в середине 1950-х гг., когда Элвис Пресли начал играть рок-н-ролл с ярко выраженными элементами кантри и блюза. Изюминка и особенность этого стиля в сочетании country-boogie, hillbilly и rhythm-&-blues’а. Один из его важнейших музыкальных составляющих – это конечно hillbilly, ярчайшим представителем которого является Hank Williams. Его оригинальный саунд сыграл большую роль в формировании стиля будущих отцов рокабилли таких как Билл Хэйли или Карл Перкинс. Ещё в 1952-м году Хэйли, в то время лидер группы the Saddlemen, задействовал контрабас для того, чтоб подчеркнуть ритм, сделать его четче и жестче. Именно с него басовый прием, называемый slap, становиться фирменным знаком нового, тогда только-только создаваемого стиля. Ещё один важный ингридиент рокабилли - коктейля – это, несомненно, rhythm-&-blues, как бы ни открещивались от негритянских влияний фанатичные поклонники «чисто белой» родословной рокабилли Здесь низкий поклон Сэму Филлипсу. Несомненно, что Филлипс своим уникальным продюссированием Элвиса перекинул мостик от кантри к ритм-энд-блюзу, фактически соединив их в новый стиль. Помимо Пресли, крупнейшими мастерами этого направления были Джонни Кэш («Folsom Prison Blues»), Рой Орбисон («Only the Lonely»), Карл Перкинс («Blue Suede Shoes»), Джерри Ли Льюис («Great Balls of Fire»), Бадди Холли («Peggy Sue»), Джин Винсент («Be-Bop-A-Lula»), Эдди Кохран («Summertime Blues») и Рики Нельсон («Be Bop Baby»). Под влиянием этого американского направления в Великобритании сформировались такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, которые стали играть более динамичный и забористый рок. Так называемое «британское вторжение» этих групп на американский рынок в 1964-65 годах положило конец популярности рокабилли в Америке.

А вот второе рождение, вторая волна популярности рокабилли связана именно с группой STRAY CATS. Ведь именно они в 80-ых возродили рокабилли, как стиль. STRAY CATS в одиночку вдохнули новую жизнь в стиль музыки, звездный час которого закончился еще до того, как все члены этой группы научились ходить. Случившееся привело к тому, что девочки раскопали древние мамины тряпки и надели юбочки-колокольчики, а парни снова стали зачесывать назад набриолиненные волосы и "ставить" коки. Рокабилли - танцевальная музыка, ее традиции - это традиции пригородной танцплощадки, здесь главное динамика, энергетика. Вокалист STRAY CATS Брайан Сетцер в интервью журналу Guitar Player говорил о музыке «рокабилли», как "...типа кантри гитарист пытается играть рок''н''ролл, который по сути есть смесь черного блюза и белого кантри...". STRAY CATS исполняли рокабилли лучше многих своих великих учителей, героев рок-н-ролла 50-х и атмосферу этой золотой эпохи рока трио воспроизводило поистине гениально. Трое неудержимых парней: Брайан Сетцер (вокал, гитара), Леон Дракер или Ли Рокер (контрабас), Джим МакДоннел, известный как Слим Джим Фантом (ударные) познакомились еще в нью-йоркской школе. Что собрало вместе это трио, так это их преданность простому, старомодному рок''н''роллу. Брайан Сетцер будучи ещё в шестилетнем возрасте уже требовал от родителей покупку гитары только-только познакомившись с творчеством The Beatles, но первым инструментом будущего практически полностью зататуированного рокабильщика была не гитара, а некая штуковина, называющаяся по-английски "euphonium" . А в 16, Брайан уже коротко подстригся, начесал себе кок, подвернул рукава футболки, влез в мешковатые подвернутые штаны и обулся в "каши" и называя себя рокабилли бунтарем, он начал петь и играть на гитаре в баре на юге Лонг Айленда, подражая своему главному кумиру Эдди Кохрану. Тогда на пике была эра диско. Когда STRAY CATS еще только начинали свою деятельность, Брайан вместе со своим братом Гэри успел немного поучаствовать в нововолновом проекте "Bloodless Pharaos". Однажды вечером в 1980 году, Сетцер выступая в одном из баров, встретил Тони Бидгуда, бармена англичанина. Бидгуд, тоже, будучи поклонником рокабилли, сказал Сетцеру, что в Англии эта музыка и не думала умирать. Ребята быстро продали все имеющееся собственное имущество и поехали в Лондон с Бидгудом в качестве менеджера. Днем они они обивали двери в поисках работы, а спали по ночам в круглосуточных кинотеатрах или в Гайд Парке. Помещения, в которых STRAY CATS тогда выступали, были настолько маленькими, что сцена попросту не могла поместить полноценную ударную установку. И Фантом выкручивался, используя только два барабана - басовый и ударный - и конечно тарелку. Стоя за барабанами, он мог сохранять достаточно свободного места и при этом даже быть у всех на виду. Такая расстановка сил сработала и стала фирменным знаком группы.

Парни прекрасно вписались в яркую палитру начала 80-х - эстетика STRAY CATS ничуть не противоречила панковской (панки, как известно, очень уважительно всегда относились к классическому рок-н-роллу), а перед бешеной энергией концертных выступлений трио устоять было невозможно. Первым значительным концертом стал для них разогрев Elvis Costello в Лондоне 29 сентября 1980 года, и как результат STRAY CATS подписали контракт с лейблом Arista. Их дебютный альбом «The Stray Cats» (1980) был на 100% рокабилли и вся Европа уже была готова раскупать свежевышедший лонгплей в любых количествах. Первый же сингл, "Runaway Boys", вломился в British Top 10 в декабре 1980 года. Два других," stray Cats Strut" и "Rock This Town", стали хитами на следующий год, а альбом попал в Top 10. Концерты на континенте только способствовали популярности группы, а двухнедельный тур в Японии, где, похоже, рокабилльная лихорадка никогда не ослабевала, вызвали реакцию не виданную со времен битломании. Rolling Stones оказали честь STRAY CATS, пригласив их открывать свои концерты во время северо-американского тура 1981 года, что немедленно сказалось на уровне продаж записей группы в Штатах. Ребят закрутило так, что свой второй альбом «Gonna Ball» (1981) они писали уже на Карибах. Впрочем, второго диска долго ждать не пришлось — на прилавках он появился в ноябре, и хотя в чартах он достиг лишь 48 места, жаловаться на судьбу трио не приходилось, тем паче, что первый сборник «Built For Speed»(1982) ожидал феноменальный успех на родине в США (второе место и статус платинового). В мае 1983 STRAY CATS наряду с панками The Clash были хэдлайнерами крупного фестиваля "US''83” в Сан-Бернардино, после чего засели в студию для записи диска «Rant''n''Rave With The Stray Cats» (1983), который вновь ворвался в хит-парады с неотразимым свингом песни "Sexy & Seventeen". Критики тогда, казалось, распались на два лагеря: одни скептически оценивали STRAY CATS, как достаточно славных рокабилли практиков, пытающихся вдохнуть жизнь в устаревшее клише. Другие же славили группу за то, что те очень современно и по-умному работают с классической испытанной формулой успеха. STRAY CATS были реальной музыкальной силой до сентября 1984 года.

Любовь к совместной деятельности долго не прожила — в начале 1984 года STRAY CATS распались. В одном из интервью причину распада группы Брайан Сетцер объяснял так: "Когда я увидел электрические бас гитары и людей в майках для боулинга, я подумал, что ж, это было здорово, пока оно длилось. Не думаю, что могу что-то еще сказать в этом жанре. Думаю, что так у людей останутся хорошие воспоминания о STRAY CATS ". Также одной из версий причин роспуска группы было раздражение Сетцера всеми атрибутами рок-звезд и соответствующим образом жизни своих партнеров по группе. Но на этом их история не закончилась. Барабанщик Слим Джим Фантом 20 марта того же года женился на актрисе Бритт Эклэнд в честь своего 23-летия. Он и Ли Рокер сформировали собственное трио Phantom, Rocker And Slick вместе с бывшим гитаристом Дэвида Боуи по имени Эрл Слик. Их первый альбом «Phantom, Rocker & Slick» (1985 ) в Америке ждало 61 место. Сетцер подрабатывал в качестве сессионщика то у Роберта Планта, то у Боба Дилана, то еще у кого-нибудь. В 1986-м вышла его первая сольная пластинка – "This Knife Feels Like Justice". На следующий год Брайан единственный раз в своей жизни снялся в кино. Это был фильм Ричи Валенса "La Bamba", где музыкант сыграл своего кумира Эдди Кохрана. Но к счастью многочисленных фанатов тяга к рокабилли и продолжающиеся дружеские отношения Сетцера с соратниками по STRAY CATS сделали свое дело. В 1986 году они снова воссоединяются для записи альбома Rock Therapy, который они записали и смикшировали буквально за неделю и в 1989 году для записи Blast Off , и также в 1992 для Choo Choo Hot Fish. В 90-ых парни продолжают выступать и записываться вместе пока всё же окончательно не разбредаются по своим сольным проектам. Так Фантом неожиданно оказался за барабанами в комедийной хэви-металлической банде Spinal Tap, а позднее в 1993 году обрел себе очередную крышу— в новой блюзово/рокабильной банде Cheap Dates. Рокер выпустил 2 альбома с группой Big Blue и сольный диск на собственном лейбле Upright Records – No Cats в 1998 году, активно выступал с концертами в Америке и за ее пределами, записывая, и по сей день отличные пластинки. Он также вместе с Фантомом и гитаристом Дэнни Харви записал 3 альбома, как группа Swing Cats, в записи которых принимали участие различные известные музыканты: от Лемми из Motorhead и до Тима из Polecats. У Брайана Сетцера была своя история. Как-то раз его соседи устроили вечеринку, где играла компания на духовых инструментах. Проходившему мимо Брайану в шутку предложили бросить все дела и присоединиться к ним со своей гитарой. Матерый рокабильщик не ударил в грязь лицом, а отыграл свои партии на высшем уровне. Более того, вскоре после той вечеринки он собрал свинговый биг-бэнд с духовой секцией из 17 человек, получивший название "The Brian Setzer Orchestra". Сначала планировалось отыграть всего несколько концертов, однако уже после второго выступления группа гремела на всю округу.

В 1994 году вышел дебютный альбом, встреченный очень тепло как публикой, так и критиками. За релизом последовало успешное североамериканское турне, в рамках которого "The Brian Setzer Orchestra" выступили на "Montreal Jazz Festival". Если первый диск "Оркестра" в основном был составлен из каверов старых свинговых композиций, то для второго альбома Сетцер подготовил больше своего материала, а кое-какие треки ему помог написать Джо Страммер (экс-"Clash"). Выход "Guitar Slinger" сопровождался вторым американским туром и появлением бэнда на "Playboy Jazz Festival". Пика популярности "Brian Setzer Orchestra" достигли с выходом альбома "The Dirty Boogie", на котором слушателям был предложен зажигательный коктейль из свинга, рокабилли, кантри и блюза. Диск получил две премии "Grammy ", а его тираж составил свыше двух миллионов экземпляров. Еще одну "Грэмми" они отхватили в 2000 году за исполнение знаменитой композиции Дюка Эллингтона "Caravan". И до сих пор этот оркестр собирает стадионы по всему миру, также как и музыканты STRAY CATS периодически устраивают реюнион туры и заряжают всех своей энергией по полной, доказывая всем, что рок-н-ролл - лучшая музыка на Земле. Рокабилли - музыка особенная, не располагающая к новаторству и эксперементированию. Выразительная соло-гитара Сетцера и его великолепно соответствующий стилю вокал, слаженная работа ритм-секции - успех STRAY CATS подтвердил аксиому, гласящую, что рок-н-ролл как таковой никогда не выходит из моды и является перманентно актуальной музыкой. STRAY CATS осовременили его, выбрав панковский имидж (высоко взбитые коки, обильные татуировки и кожаные куртки) и усилив звуковую агрессию, прародителем которой в роке является Джин Винсент. В одном из интервью Брайан Сетцер отметил следующее: «Мне кажется, многие бэнды делают ошибку, когда стремятся играть как можно ближе к некоему образцу. Играть точно также, как это делали 60 лет назад - это полное отсутствие воображения. По-моему, здесь особенно важно вносить в музыку что-то новое. Многие составы делают точные кальки старых песен и гордятся аутентичным звучанием. Хорошо, я тоже иногда люблю послушать, как они исполняют репертуар Луиса Джордана или Луиса Примы, но тут нет ни на грань новизны. Почерк именно данного состава должен быть узнаваемым». STRAY CATS сами устанавливали стандарты своей игры. Они создали собственный стиль - неорокабилли. Их диски и сейчас расходятся, как мороженое в жаркий день. STRAY CATS всегда играли не просто замечательно, горячо, захватывающе, непредсказуемо, им действительно было "что" сказать своей музыкой.



Дискография STRAY CATS
The Stray Cats 1981
Gonna Ball 1981
Built For Speed (compilation) 1982
Rant''n''Rave With The Stray Cats 1983
Sixteen Candless (Movie Soundtrack) 1984
Rock Therapy 1986
Blast off 1989
Let’s Go Faster 1990
ChooChoo Not Fish 1992
Bock To The Alley — The Best Of The Stray Cats 1992
Original Cool (cover versions) 1993
Something Else-Live 1994
Stray Cats Japanese Box Set 1994
Rock This Twon 1995
Archive 1997
Runaway Boys — Retrospective 1997
Best Of 1998
Live 1999
Struffin'' Live 1999
Greatest Hits 2000
Hollywood Strut 2000
Rockabilly Rules 2000
Live From Europe Live Recording 2004
Rumble In Brixton Live Recording 2004

ВИНТ.21.06.2007.

Материал сайта dayscollectionmusic.com

Автор статьи - ВИНТ

Сайт создан в системе uCoz