Нью-йоркский "Ужин-Клуб" был упакован парнями и девочками, разодетыми в пух и перья. Официантки летали с коктейлями от бара к столов возле сцены. Зал гудел сотней голосов и звенящих стаканов, а потом затих, когда свет стал гаснуть. Под мощный взрыв духовых, занавес поднялся, открывая одетых в белые смокинги музыкантов, рассевшихся на трехъярусной эстраде. Толпа заприветствовала и поднялась на ноги, когда красивый певец вышагивал на центр сцены.
Это могла быть сцена из конца 40-х: шикарный ночной клуб, пары, качающиеся щека к щеке, биг-бэнд из 17-ти человек, и певец, напевающий мелодии, мягкие как выдержанный "бурбон". Но человек, возглавляющий оркестр, стоял с электрической гитарой, играя музыки столь же роковую, сколь и свинговую. С интенсивностью рок-н-ролла Оркестр Брайана Сетцера исполняет бигбэндовую музыку с уклоном 90-х.
Больше десятилетия назад Сетцер реконструировал рокабилли в БЕЗДОМНЫХ КотаХ. Это былa рискованная игра, и немногие думали, что она окупится, но золотые и платиновые альбомы, увешивающие стены в доме Сетцера, доказывают, что СТРЭЙ КЭТС сорвали большой куш. Теперь Сетцер бросает кости в игре, коренящейся в более ранней эре. Однако здесь нет голого расчета нажиться на ностальгии. Это — труд любви музыканта, всем сердцем стремящегося воплотить жизненные мечты.
"Я всегда любил музыку биг-бэндов,— поведал Сетцер.— Я рос на том материале. Здорово быть из Нью-Йорка, потому что я мог улизнуть с уроков, поехать в город и болтаться днем с манекенщицами. Вечером мы ходили в Гринич-Вилледж и пролезали в какие-нибудь джаз-клубы — "Вилледж Вэнгард", "Вилледж Гейт". Мы видели Тэда Джоунза (Thad Jones), оркестр Мела Луиса (Mel Lewis), Чака Рэйни (Chuck Rainey) и Джо Пуму (Joe Puma). Это было невероятно. Те парни играли за 10 баксов или типа того, только из-за любви к музыке".
Именно в один из этих вечеров Сетцер был потрясен видением. "Мы с братом поехали посмотреть Meла Луиса,— припоминает он.— Я заметил, что у них вообще не было гитариста. Я подумал: "Вот отличная идея: если бы можно было заиметь гитариста, ведущего бигбэнд!" Традиционный бигбэндовый материал — всегда с гитарой в стиле Фредди Грина (Freddie Green). Это отлично, но она — всегда на заднем плане оркестра. Я понял, что электрическая гитара не оставила следа да и не сказала свое слово вплоть до 50-х, когда когда биг-бэнды стали вымирать. Вот что дало искру. Но добраться от точки А до точки Б оказалось совсем другим делом".
То видение никогда не оставляло ум Брайана, даже когда он играл с БЕЗДОМНЫми Котами. В гастрольном автобусе он слушал пластинки Джина Крупы (Gene Krupa) и Бобби Дэрина (Bobby Darin) и отрабатывал джазовые аккорды и ходы. Он воображал, как песни СТРЭЙ КЭТС могли бы звучать, применительно к аранжировкам большого оркестра. Одно время он мечтал, чтобы КОТЫ получили место гостя на "Шоу сегодня вечером" Джонни Карсона и джемовали в "Rock This Town" с оркестром радио и телевидения "Эн-Би-Си".
Стремления Сетцера оставались мечтами, покуда он ни встретил музыкантов, пришедших поджемовать к соседу домой. "Мой сосед Майкл Акоста играет на саксе,— объясняет Брайан.— У него была небольшая джазовая труппа. Кто-то из его приятелей узнал меня и сказал: "Эй, приходи, и посиди с нами гитаристом — как бы хитря, не ожидая, что я могу удержаться на их уровне или читать аранжировки. У них были старые аранжировки Монка (Thelonius Monk), Майлза Дэйвиса (Miles Davis) — ну, довольно трудный материал, на котором они пробовали поймать меня. Я посидел поиграл с ними, и они типа: "Ну и дела! У этого парня все в порядке. Он умеет играть!" Так я стал регулярным у них в квинтете".
Aкостa и его приятели все были профи, гастролировавшие с большими звездами типа Синатры (Frank Sinatra) и Стрэйзанд (Barbra Streisand). Без всяких попыток Сетцер увидел свою мечту, становившуюся реальностью. После нескольких месяцев джемов с Акостой Брайан рассказал ему насчет своей идеи: "Как ты думаешь — если собрать роковый биг-бэнд? Мы напишем совершенно новые аранжировки". "Майкл сказал: "Это ни за что не сработает. Работать с 17 парнями — все равно, что быть менеджером у двух бейсбольных команд". Я продолжал пилить его до того момента, когда он сдался, сел и расписал дудки для пары песен".
Aкостa позвал Марка Джонса и придумал аранжировки для традиционного бигбэндового номера "There''s A Rainbow Around My Shoulder" (Радуга за моим плечом). Сетцер предложил аранжировать джамп-блюзовую песню "Sittin'' On It" (Сидя на этом) и рокабилльный номер "Your True Love" (Твоя верная любовь) Карла Перкинза. После того, как были сделаны шесть аранжировок, Акоста убедился в серьезности затеи и начал звонить знакомым музыкантам, чтобы поглядеть, заинтересуются ли они.
"Сначала это было довольно трудно,— обращает внимание Брайан.— Мы думали, что лучшие сессионные исполнители будут делать это бесплатно. Одна из первых репетиций была настолько дорогой, ведь я был должен заплатить каждому. Но с той первой репетиции, по-моему, даже парней в оркестре пробило. Они стали: "Ничего себе! Это — очень, очень круто!"
Как только оркестр собрался вместе, Сетцер начал выстраивать концерты. В декабре 1992 года "Оркестр Брайана Сетцера" сыграл свой дебют в "Коуч-Хаус" в Сан-Хуане, Капистрано, штат Калифорния. Энтузиазм относительно оркестра распространяется быстро. Когда они играли второй концерт в "Рокси" в январе 93-го, клуб был заполнен функционерами фирм грамзаписи. Не успел Сетцер и подумать, его спорные/побочные труды превратились в самую горячую новость в городе.
Но это было не все время спокойное плавание. Сделка с "Зу Рекордз" развалилась. Следующий концерт оркестра в хонки-тонке "Паломино" в северном Голливуде обнажил некие острые края, которые все-таки нуждались в сглаживании. "Тем вечером все не сработало,— признает Брайан.— Я сказал парням прибыть в чем есть, и они вышли в футболках и шортах. Я же был в кожаных штанах и длинном пиджаке и чувствовал себя не к месту". Вместо выступления концерт оказался репетицией, и Сетцер понял, что внешний облик столь же важен для исполнения и отношения музыкантов к делу, как и сильные аранжировки.
Через несколько месяцев все решилось к лучшему. "Голливуд рекордз" подписала оркестр и устроила абсолютно удачный нью-йоркский дебют в "Ужин-клубе". С инженером Элом Шмиттом за пультом, оркестр записался в легендарной "Студии A" фирмы "Кэпитол", где еще Фрэнк Синатра нарезал большинство своей классики. "Оркестр Брайана Сетцера", эпохальный дебютный альбом состава, демонстрирует сбалансированное сочетание поп-стандартов, сетцеровских оригиналов, и удивительно эффективные переработки рокабилли-мелодий типа "Brand New Cadillac" (Совершенно новый "кадиллак"). За исключением нового верианта малоизвестного оборота сингла "Drink That Bottle Down" (Выпей ту бутылку до дна), ни одной темы Котов на диске нет, хотя они входят в концертный репертуар оркестра.
Биг-бэнд — идеальное обрамление для гитары и вокальных талантов Сетцера. Он также отчасти раскрывает его музыкальное воспитание. С начала своего музыкального образования он был под влиянием духовых исполнителей. На первом своем инструменте "Еuphonium" он брал первые гитарные уроки у саксофониста Хенри Скурти. По сей день он пробует подражать саксофонным партиям своим гитарными проходами. Сетцер также демонстрирует туттийные джазовые вставки, которые он перенял у второго преподавателя Рэя Гогэрти. Недавно Брайан оттачивал навыки игры джазового ритма, беря уроки у Эла Вайола (Al Viola), гитариста Фрэнка Синатры.
После более чем десятилетней концентрации на рокабилли, Сетцер находит биг-бэнд значительным творческим вызовом. "Я был вынужден придумать такие вещи, которые я обычно не делал,— говорит он.— Придумывать интересные соло на основе тех аккордовых аранжировок — новая вещь для меня. Для гитарных партий, которые я разрабатываю, нет никаких опорных точек. Я просто все должен принимать, как оно идет. По сути я сохранил свое гитарное звучание, это мой тон. Игра ритма — это моя версия всех тех старых ритм-стилей — материал типа Джанго (Django Reinhardt) и Фредди Грина. Мы только подняли ее в миксе чуть громче, чем следует".
Несмотря на трудности, Сетцеру интересны ширящиеся возможности бигбэнда. "Так много можно делать,— горячится он.— С 17 музыкантами звук можно сделать каким угодно. Теперь у оркестра появился фокус и свое собственное звучание. Это совсем новая вещь. Чем больше мы этим занимаемся, тем больше удовольствия получаем. Уже есть идеи насчет того, что я хочу делать с новыми аранжировками и новыми песнями".
Брайан почти исключительно играет на гитаре Gretsch 6120, хотя и вынимает Gibson Super 400 для более джазовых номеров.— Этот "Гретч" стал частью меня,— обращает внимание Брайан.— Когда я беру что-то другое, это звучит не как я, даже если я играю тот же самый материал. Я, кажись, не могу играть на любой другой гитаре". С помощью Брайана, фирма "Gretsch" разработала подписную модель "Брайан Сетцер", которую он теперь берет на гастроли.— Довольно неплохо, что я поставил свои 59-е в шкаф. Мы изменили ее в основном так образом, как я обычно делаю — графитовый стержень, нечто типа подставки "Tune-O-Matic" и фиксирующиеся колки "Sperzel". Мы намотали звукосниматели на те же омы, использовали магниты "aлнико" и много чего перелопатили на той гитаре".
Чтобы конкурировать с громкостью медной секции о 13 частях и крепко лупящим барабанщиком, Сетцер уволил в запас свои стэки "Басмэн" времен БЕЗДОМНЫХ КОТОВ и начал использовать старинные "Фендер Концерт" 4x10. "Мне нужно было нечто громкое и с хорошим звуком,— объясняет он.— Я ведь едва-едва прорезаюсь. Можно вообразить проблемы, что были у тех ребят в 40-е годы".
Поглядев на восторженных зрителей в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, Сетцер не дождется, когда можно свозить оркестр на гастроли. "Многие прежде не слышали биг-бэнд,— размышляет он.— Или если слышали, то "Tuxedo Junction" или что-нибудь очень старое. Но тут такой большой звук — это ошеломляет людей. Звук, динамика, движущийся воздух — это то, что люди просто больше не слышат. Видеть это — одно удовольствие. Я не могу дождаться, чтобы увидеть реакцию людей в Далласе и других местах".
Даже при том, что свозить 16 музыкантов на гастроли будет стоить небольшого состояния, Сетцер остается оптимистом, насчет того, что гастрольная игра окупится. "Это будет игра плавающего дерьма,— смеется он.— Они играют из любви к этому, потому что я, конечно, не могу позволить такую оплату каждому. Но парни действительно "въехали" в это. Они никогда прежде не играли для рок-аудитории. Они пересекают линию джазового снобизма в рок-н-ролл, и врубаются в это. Меня так и подмывает их соблазнить: "Пойди-ка сюда, мальчик. Это — игра в кости". Для них — это... Да они "тащатся"!
При том, что подобные пластинки с биг-бэндовыми влияниями вышли у Колина Джеймза (Colin James) и Бастера Пойндекстера (Buster Poindexter), Оркестр Брайана Сетцера может оказаться на острие новой тенденции. У Сетцера взял интервью даже журнал "Воуг", эта библия шика. "Уж если чувихи врубаются, то это довольно хороший знак,— шутит Брайан.— Это "левый" проект, но я уже однажды такую шутку сыграл. Хитрость в том, я полагаю, что надо сберечь музыку, играть ее, даже когда мода на нее прошла, но также и не стать с ней ретрухой. Я не собираюсь выходить в зут-костюме со свинговой цепью и носить большие шляпы. Я хочу поддерживать в ней класс, и все же пусть она будет роковой. В сущности — это просто хорошая американская музыка. Мы ее придумали, и должны это сознавать. Это настолько хорошо музыкально, что я не могу спокойно смотреть, как она уходит".




Материал сайта rockabillyswing.ru

Материалы "Рокабиллисвинга" являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов из зарубежных изданий. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Рокабиллисвинга" другими изданиями (как сетевыми, так и обычными), но просит сохранять авторство и ссылаться на нас. Заранее благодарим за сообщение о перепечатке.

Сайт создан в системе uCoz